История деревни Шаймуратово

Наша деревня основана мишарями в мае 1755 года согласно договорной записи о припуске, заключённой между башкирами-вотчинниками деревни Мусино Минской волости и мишарским старшиной Урманом Уразовым.

 В деревне тогда было всего 8 дворов, в 1764 году к ним прибавилось ещё 7 семей.

         Деревня Биштяки сегодня называется Шаймуратово в честь народного героя, командира 112 Башкирской кавалерийской дивизии, уроженца деревни М.М.Шаймуратова.

По рассказам отцов и дедов, семь приезжих мишарских семей обосновались на местечке вблизи деревни Подлубово. Однако им не удалось глубоко пустить корни: проезжающие из Уфы в Оренбургские степи не давали спокойной жизни. То уведут скот, то поиздеваются над хозяевами.

   И решили переселенцы поискать более спокойного места и купили землю у старомусинских башкир из племени «мин». В благодарность за удачную куплю-продажу мишары решили угостить башкир. Зарезали пять баранов, сварили их в больших котлах и устроили пир. Место, где потом осели мишары, стало называться «Биштэкэ» (Пять баранов), послужившее далее названием деревни. А место угощения до сих пор носит название «Казанбай» (Богатый котел).

   Деревня Биштэкэ (Биштяки) строились на месте дремучих лесов, постепенно росла и расширялась. Маленький родник, становясь ручейком делит деревню на три части. На одной из них чуть позже обосновалась несколько семей типтяров, далее на третьей – мишаров. Понятно, с начало между ними случились стычки, распри, но постепенно устанавливались деловые,  потом родственные связи, деревня стало единой – Биштяки.

 

                  Сытый голодному не товарищ.

  Окружённые боярскими лесами небольшие наделы не обеспечивали крестьянские семьи сытой жизнью. Поэтому они ежегодно отправлялись на заработки: на жатву в Оренбургские степи, гонять плоты по рекам Белая и Кама. Участвовали рядом с мужчинами и молодые парни, смолоду испытывали лишения, узнавали долю бедняцкую.

  Как рассказывают старики, до Октябрьской революции, у живущего в маленькой, как баня, темной избушки Мингажа был здоровый и сильный сын Миннигали. В лаптях и с чекменом на плечах, несмотря на свои способности, не заслужил себе полного имени и все звали его «Миннуш». Миннуш особо остро переживал несправедливость между богатыми и бедными.

  И часто он водил мишарских парней на другой берег ручейка справляться с байскими сынками.

  Деревенские баи выступали вершителями судеб всех. Вот факты из поучительных историй тех времен.

  Сын бедняка Ахмадия Ахмет – плясун и гармонист – работал где-то далеко у русского богатея и за несколько лет труда заработал у него доброго коня. И однажды он на нем в деревне гордо прогарцевал по улице до центра – базара. Не понравилось это баям: как у такого босяка и такой добрый конь? Наверняка, украл! И публично обвинив его, стащил с лошади и жестоко избил его, до потери сознания. Когда Ахмет, очнувшись, поднялся на ноги, его опять избили и придавили дубовым бревном.

Позднее, под видом отправки к уряднику «за воровство», его на телеге вывезли из деревни и пол дороге вонзили в сердце нож.

  В середине деревни, на берегу пруда, есть одинокая могила. В ней похоронены заживо женщина с несовершеннолетней дочерью. Их, сильно избитых, привезли на телеге к заранее выкопанной глубокой яме и опрокинули телегу. Женщина с дочерью скатились в яму, встали на ноги и, рыдая, протянув руки, стали умалять выпустить. Собравшийся народ тоже просил отпустить их. Но ни мольба жертв, ни просьба народа не смогли растопить лед в жестоких сердцах командовавших расправой баев.

 - Для чего мы вырыли могилу, если их не закопать? – крикнул один из байских сынков, соскочил в яму, свалил жертв, встал на них ногами. Баи и их прихвостни стали остервенело кидать туда землю. Из-под земли долго ещё слышались мольбы и стон, затихло всё лишь выравниванием ямы с землёй.

  В чём же была вина заслуживших такую кару? Их обвинили в краже овцы. Хотя факт и не был доказан, богатеям достаточно было только подозрения. Они же придумали и осуществили такое нечеловеческое наказание.

 

                 Крутой поворот в судеб

    С совершением Великой Октябрьской социалистической революции произошёл крутой поворот в судьбах людей. Правда, в первых порах в деревне всё ещё верховодил старшина. Но вот вернулся из Петрограда солдат первой мировой войны, усвоивший от большевиков правду о революции, Абдулхак Юсупов. В тот день старшина Салях и писарь Илья, собрав народ в волостном правлении, проводили какое-то  мероприятие. Пришёл туда и Абдулхак.

  Прослушав немного старшину, солдат начал объяснять суть революции и заявил, что отныне Ленин передает власть на местах в руки рабочих и крестьян, а власть Саляха давно уже потерял силу. Потеряв самообладание, старшина кинулся было на него с целью физической расправы, но солдатом был решительно отброшен обратно. За годы правления Салях привык бессловесному подчинению всех и вся, ожидал поддержки, но почуявший правду народ в поддержку Абдулхака кинулся на него самого. Старшина и писарь еле спаслись от расправы. Так была свергнута старая власть в Биштяках.    

  Избирается волисполком, его первым председателем становится Мухамет Габбасов. Вскоре в деревне образуется и партийная ячейка, одна из первых в районе. Её первый секретарь – Хамит Исламов.

 

             Беду перенесли стойко.                    

  Не очень долго продолжалось такая полноправная жизнь биштякинцев: началась Великая Отечественная воина. На фронт из деревни ушло более пятисот мужчин. Их места на полях и фермах заняли старики, женщины, подростки. Были мобилизованы все автомашины, много лошадей. Комбаины и трактора повели Наиля Сахипова, Василя Гайнуллина, Роза Хабирова, Гатифа Хамидуллина и другие.

  Председателем исполкома сельского совета избирается старшая пионервожатая школы Зубайда Гумерова. Надо обеспечить общественные здания и население топливом. Дети фронтовиков голодные сидят дома без одежды. А ведь они должны учится.

  В зону сельского совета входят пять колхозов: « Коммунар », « Искра», «Сигнал», «Красный ключ», «Комбаин». Почти вся работа в них выполняется вручную, не хватает рабочих рук. Чуть ли не через день приходит «черная бумага»… Трудно представить как со всем этим справлялась молодая девушка. Но она сумела. После воины Зубаида Хабировна окончила высшую партийную школу, работала секретарем райкома комсомола, председателем обкома профсоюза работников культуры.

  Выдержали все, какие только не было трудности. Днем работали на фронт, вечера тоже были подчинены ему: вязали, шили теплую одежду для защитников Родины. И пришла долгожданная победа. Многие войны вернулись в орденах и медалях.

  Генерал Шаймуратов со своей дивизией прославил Башкирию. Салахетдин Камалетдинов, Хамит Фахрисламов стали кавалерами ордена Славы. Биштякинский парень Кашаф Ганиев вырос до майора. Хамит Каримов, Зульфар Каримов, Мухамет Рахматуллин, Гаяз Файзуллин, Мансур Габбасов командовали подразделениями разных рангов.

  Вчерашние войны коммунист Халфетдин Муратшин, Хасан Насыров, Сахиулла и Нуретдин Гареевы, Назип Фаттахов, Кашбулла Сафин, Гизетдин и Гималетдин Ганиевы, Лутфрахман Фахрисламов, Кашбулла Хабибуллин, Габидулла Бакиров, Гиндулла Хурамшин, Гарифулла Гайфуллин, Абделгалим Каримов, Тимеръян Химитов, Шайнур Нурмухаметов, Галемъян Фахретдинов, Бикмухамет Хисматуллин и многие другие пренебригая не до конца вылечившимся ранами, стали восстанавливать разрушенное хозяиство.

  Но вернулись не все. 220 биштякинсев положили свои головы на поле брани за честь и независимость своей Родины. Не забыли односельчане и их имена. В центре деревни в парке установлен обелиск. Именем Шаймуратова назван деревня и колхоз. В средней школе оформлен богатым материалом музей его имени, в парке установлен бюст.

godliteratury.ru
http://www.admkarm.ru/
http://ono.admdobrinka.ru/content/images/kinologo2016.jpg
http://www.ovideo.ru/images/posters/0018/7049/0001.jpg
https://www.gosuslugi.ru/
https://rosreestr.ru/site/
http://www.culture.ru/
http://god-kino2016.ru/
http://histrf.ru/
http://волонтёрыпобеды.рф/
https://рдш.рф/
http://ecoyear.ru/
http://www.rgo.ru/ru